Формирование образа соперника в спортивных единоборствах

Л.А. Соколова, А.А. Половинкин.

В большинстве случаев основными мотивами занятий боевыми единоборствами у представителей практически всех возрастных групп начиная с возраста 15-16 лет и далее, является желание стать сильнее, научиться постоять за себя. В этом, естественно, нет ничего плохого. Однако если учесть то, что сутью любого вида боевых единоборств является овладение методами физического воздействия на другого человека, при обучении очень актуальным является привитие занимающимся определённых нравственно-этических норм с целью не допустить развития у них агрессивности. В школах боевых искусств Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, на родине практически всех популярных видов боевых искусств эта проблема решается достаточно успешно. Преимущественно, благодаря тому, что там последние являются составляющей культурно-исторической традиции этих стран, в свете которой процессы овладения учеником техники и воспитание его как личности неразрывно связаны. При распространении боевых искусств на Запад преемственность их традиций нарушается, следствием чего является выхолащивание их духовных ценностей и превращение из "школы жизни" в спортивные школы, либо в школы самообороны. А в этих условиях простое декларирование положительных нравственных норм на фоне разучивания боевых приёмов в большинстве случаев не даёт положительных результатов. Методика преподавания СЭБ существенно отличается как от тех, что используются в современных, чисто спортивной направленности, таких как кик-боксинг.

Во-первых, при обучении техники СЭБ занимающимся сообщается, что построение составляющих её элементов осуществляется исключительно исходя из оптимальности решения соответствующих задач, а не в силу традиций стиля и доказывается это с позиций биомеханики. Кроме того, им разъясняется, что поиск всё более оптимальных технических и тактических решений, как в общем, так и применительно к конкретному индивиду процесс бесконечный и они могут и должны в нём участвовать. Это стимулирует у занимающихся познавательный интерес.

Во-вторых, значительную часть тренировочного времени занимающиеся работают в паре. Причём целью этой работы является не отточка некоторых стандартных приёмов, когда один атакует, а второй защищается, а организация слаженного непрерывного двигательного взаимодействия, при котором варианты, направления и скорости воздействия партнёров друг на друга спонтанным образом изменяются. Это необходимо для реализации тактического принципа достижения победы в поединке путём создания для противника информационной перегрузки. Результатом такой работы является то, что у занимающихся вырабатывается навык очень тонко чувствовать друг друга, опираясь на зрительные и тактильные ощущения, а также на своего рода интуицию. При этом на подсознательном уровне у них формируется тенденция предпочтения конфронтации к сотрудничеству, которая постепенно переносится с практики занятий боевым искусством в практику повседневной жизни. Всё это способствует тому, что мотивация занятий практикующих СЭБ смещается от желания получить навыки элементарной самообороны, либо достижения некоторого превосходства над окружающими, к стремлению управлять своим телом и психикой, лучше познать себя и окружающий мир. И как показывают наши наблюдения, по мере увеличения стажа занятий и роста технического мастерства, снижается уровень их агрессивности.

Система Orphus

© Copyright "А. Половинкин" 2004-2017