Ритмическая структура движений бойцов в поединке

А.А. Половинкин,
кандидат педагогических наук.
Автор Системы Эффективного Боя (СЭБ)

Взгляд на тактику боя

Процесс освоения боевых единоборств обычно ассоциируется с освоением техники выбранного вида. На это уходит достаточно много времени. Первым делом необходимо соответствующим образом подготовить тело: развить скоростно-силовые качества, сделать мышцы эластичными, а суставы подвижными, научиться выполнять сложно - координированные движения. Затем следует собственно изучение техники. Осваиваются передвижения, приёмы защиты, атакующие действия. Но вот боец уже владеет достаточным техническим арсеналом и наступает время попробовать применить его в действии. Однако, попытавшись проверить свои навыки на партнёре, который уже не выполняет роль ассистента при разучивании приёмов, а вступает с ним в противоборство, боец сразу же убеждается, что применить, пусть даже хорошо отшлифованную технику, отнюдь не просто. Никак не получается выйти на позицию для того, чтобы нанести свой любимый удар. А если всё-таки попробовал ударить, то почему-то соперник легко от него защищается. Опять же, не получается поймать его на бросок, хотя на тренировках казалось бы, неплохо освоены различные варианты входа. И так можно приводить ещё много примеров тех проблем, с которыми столкнётся боец, попытавшись опробовать освоенную технику в ситуации противостояния. Но и без этого можно сделать вывод о том, что разучить боевую технику, и уметь её применять в ситуациях противоборства, это совсем не одно и тоже. Если для первого достаточно хорошего владения собственным телом, которое, образно говоря, обучено выполнять приемы, то для второго необходимо учитывать еще и действия противника, а точнее уметь компенсировать его мешающие воздействия.

В общем случае, для того, чтобы обеспечить себе шансы на победу боец должен стремиться создавать ситуации, выгодные для себя, но невыгодные для противника. И напротив, он должен уметь избегать попадания на подобные уловки со стороны последнего. Т.е., необходимо ещё владеть целым комплексом практических знаний, которые называются тактика боя. Именно она определяет выбор действий бойца, наиболее оптимальных для достижения победы.

Не следует думать, что тактика ограничивается набором советов, как себя вести в разных ситуациях и с разными противниками. Мы полагаем, что целесообразно выделить три временных диапазона принятия тактических решений. О первом мы как раз только что упомянули. Это изначальные установки, которые будут определять характер будущих действий бойца. Например, в спортивном поединке, такими тактическими установками могут быть следующие: будет ли он активно атаковать, или сделает акцент на контратаках, будет ли он держаться на дальней дистанции, или стремиться к ближнему бою, и т.п. При подготовке к реальному бою боец может подумать о том, каким образом осуществить скрытое нападение на противника, и как он воспользуется рельефом местности, когда бой начнется.

Во второй временной диапазон тактических решений, попадают те решения, которые бойцу приходится принимать в ходе меняющейся боевой обстановки. Например, что делать, если пропущен сильный удар, или что предпринять на внезапное изменение тактики противника.

И, наконец, третий временной диапазон, это диапазон, в котором принимаются решения о действиях, которые необходимо выполнить прямо сейчас. Например, выбрать нужный защитный прием в ответ на атаку противника, которая уже началась.

Следует отметить, что первый временной диапазон самый широкий из выделенных нами, т.к. определяет общий характер действий бойца на всю перспективу боя. Решения здесь принимаются вполне осознано.

Второй временной диапазон значительно уже, и здесь решения могут приниматься как на сознательном, так и на подсознательном уровнях.

Третий временной диапазон крайне узок. Обычно доли секунды имеет в распоряжении боец для выбора нужного приема или действия. Причем этот выбор происходит, по большей части, на подсознательном уровне. Во многих случаях он даже не может вспомнить свои действия в отдельных моментах поединка. Обычно это бывают самые критические моменты.

Думаю не вызывает сомнений тот факт, что наиболее сложной задачей для бойца является овладение навыком принятия верных решений именно в третьем из выделенных нами тактических временных диапазонов, а для тренера, соответственно, подготовить его к этому.

Далее мы поговорим о подходах к решению данной задачи в русле решения проблемы защиты от холодного оружия.

Еще раз о недостатках распространенного подхода к защите от холодного оружия.

Решая проблему усовершенствования способов защиты от нападения с холодным оружием, мы, естественно, проанализировали, какие технические способы разработаны в других системах, и какая используется тактика. Оказывается, что в большинстве случаев, даже в тех, когда система используется для обучения работников милиции или спецназовцев, техника рассчитана на защиту от одиночных ударов, а вопросы тактики проработаны крайне слабо. Бойцу предлагается принять боевую стойку (в каждой системе, как правило, она своя) и ожидать атаки нападающего. А когда она начнется, определить, куда направлен удар, и выполнить один из имеющихся на этот случай приёмов.

То, что такой подход не эффективен, и в чем это выражается, мы показали в статье, опубликованной в предыдущем номере журнала. Но прежде чем говорить о каких либо усовершенствованиях, давайте детально разберем, что происходит в ситуации, когда один боец взял в руку нож, и нацелил его на другого, пусть даже это происходит в условиях тренировки.

Если нападающий мотивирован поразить защищающегося, то он не ограничится нанесением формального удара. Как правило, перед атакой следует ряд угрожающих движений. Причем, как мы много раз наблюдали, их выполняют даже те, кто не имеет какой либо подготовки в ножевом бою. Это происходит совершенно спонтанно и объясняется, очевидно, следующим.

Во-первых, угрожающие движения позволяют атакующему увидеть, какова будет реакция защищающегося на готовящуюся атаку.

Во-вторых, выполнение нескольких угрожающих движений подряд позволяет замаскировать момент начала атаки, и значительно снижает возможности защищающегося бойца успешно выполнить защитное действие.

В третьих, нападающий, выполняя угрожающие движения, может каждый раз менять цель возможной атаки, что также затрудняет защиту.

От ряда специалистов по прикладному рукопашному бою нам не раз приходилось слышать, что все эти раздергивания годятся только для спорта, в реальном же бою все по другому, и на них просто нет времени. На это хотелось бы возразить следующим образом. Человеку, имеющему хорошие навыки работы ножом, не нужно много времени, для того, чтобы выполнив ряд коротких, резких, почти незаметных угрожающих движений "просчитать" защищающегося и нанести точный удар. На это ему потребуются доли секунды. А те, кто таких навыков не имеют, но хотя бы ощутили, что нож в руке. это оружие, тратят по нашим наблюдениям на подготовительные действия 2-4 сек., что тоже отнюдь не много.

Поэтому, мы полагаем, что при построении защитной техники от нападения с холодным оружием просто необходимо учитывать факт того, что атака будет предваряться угрожающими движениями.

А теперь рассмотрим, что обычно делает в ответ на них защищающийся боец.

Случаи когда у него отсутствует какая-либо подготовка мы рассматривать не будем, здесь понятно, чем все закончится. Рассмотрим случай, когда защищающийся имеет стандартные навыки защиты, которые он привык выполнять из статичного положения готовности.

Если угрожающее движение нападающего сопровождается продвижением его вперед, то защищающийся при этом, как правило отскакивает назад, в результате чего страдает его готовность правильно принять удар. Нападающий это отмечает и может выполнить несколько подобных угроз, которые окончательно выведут защищающегося бойцаи из привычной для него позиции и из психического равновесия. После этого нападающий может нанести результативный удар, который тот обычно либо старается отбить хаотичными движениями рук, либо инстинктивно выставляет их вперед, пытаясь экранировать себя от надвигающего оружия. Все эти действия совсем не похожи на те приемы, которые до этого были им освоены и выполнялись вполне уверенно.

Подобные сложности возникают из-за того, что при обучении защите в прикладном рукопашном бое, как правило, изначально не учитывается факт наличия ритмической структуры взаимных действий бойцов, которая может быть достаточно сложной.

Ритмическая структура движений бойцов в боевых единоборствах.

По опыту спортивных единоборств мы хорошо знаем, что в любом поединке обязательно присутствует определенная ритмика движений бойцов. Во многих видах единоборств она целенаправленно формируется у них на тренировках. Например, в боксе, базовые ритмические движения нарабатываются с помощью прыжков через скакалку, отработкой серий ударов на мешке, работой с пневмогрушей и с тренером на лапах. Затем, в поединке боксер обязательно будет использовать ритмику как инструмент воздействия на соперника. Это и челночные перемещения, и раздергивания, и "двойки", без которых бокс, наверное, сразу же потерял бы лицо.

Таким образом, данный вид единоборств можно привести как пример глубокого понимания важности владения ритмикой движений для бойцов, где хорошо разработана методическая база, готовящая их к этому. Здесь нет никакого разрыва между тем, как боец готовится к поедин6ку, и как он действует во время него.

В качестве примера противоречивости тренировочной методики и работы в соревновательном поединке можно привести карате. Здесь в постижении техники очень большую роль играет изучение формальных комплексов - ката. Считается, что они являются хранилищем техники и их даже называют душой карате. Однако, при выполнении ката боец двигается преимущественно в монотонном ритме, а если смена ритма и присутствует, то ее характер совсем не тот, который присущ поединкам. Поэтому, участвуя в них, бойцы карате отказываются от той ритмики, которую нарабатывали при изучении ката, и начинают использовать более адекватную.

Вместо красивых скользящих перемещений появляется "челнок", вместо "ударов из пустоты" * - атаки с предварительным раздёргиванием.

* - здесь имеется в виду то, что по традиционным представлениям японских боевых искусств, удар должен начинаться из состояния полного расслабления за счёт мгновенной мобилизации всех психофизических ресурсов бойца и выглядеть как взрыв.

В большинстве же школ прикладного рукопашного боя, как мы уже отмечали, ритмикой движений, как правило, вообще не занимаются.

Ритмическая структура движений в СЭБ.

При работе над проектом СЭБ мы исходили из того, что вооруженный нападающий будет использовать перед атакой подготовительные действия, и поэтому защищающийся безоружный боец должен быть готов к этому. По нашим представлениям принцип его базовой подготовки заключается в следующем. В ответ на ритмические угрожающие действия, он должен уметь быстро подстроить свой двигательный ритм под ритм атакующего таким образом, что на каждую угрозу моментально инициировать начало выполнения адекватного защитного действия, которое немедленно заканчивается с прекращением угрожающего действия, и также моментально начинается снова при повторении угрозы. При этом, если резкие угрожающие движения нападающего можно представить, образно говоря, как "атакующие импульсы", то в ответ на них защищающийся должен реагировать, соответственно, защитными импульсами. Если же угроза выливается в конкретную атаку, то формируемый защищающимся бойцом защитный импульс развивается до полного защитного действия. Таким путём негативный для него эффект предварительных угрожающих воздействий будет во многом смикширован.

Пример применения данного подхода при постановке первичных навыков защиты от серийных атак дубинкой показан на кинограмме 1. Нами использовался мягкий вариант дубинки, который не приводит к травмам защищающегося, если тот пропустит удар, наносимый даже с большой скоростью. Серия ударов была заранее обусловлена, но выполнялась с реальной скоростью, при этом, начало атаки маскировалось рядом угрожающих движений. Из видеоряда были выбраны ключевые, наиболее показательные кадры.

Кадр 1 Кадр 2
Кадр 3 Кадр 4

На кадре 1. нападающий приготовился нанести удар сверху слева.

На кадрах 2. и 3. показана реакция безоружного бойца на его резкое угрожающее действие. Она выражается в быстром колебательном движении, первой фазой которого является начало ухода от данного удара переходом в заднюю стойку, а второй - возврат в исходное положение. При повторении подобной угрозы безоружный боец реагирует аналогичными образом.

На кадре 4. показано начало ухода, в тот момент, когда угроза удара перешла в реальное действие. Безоружный боец был к этому готов, так как точно отслеживал ритмику угроз.

Кадр 5. иллюстрирует успешное завершение ухода.

Кадр 5 Кадр 6
Кадр 7 Кадр 8
Кадр 9 Кадр 10
Кадр 11 Кадр 12
Кадр 13 Кадр 14
Кадр 15

На последующих кадрах показано развитие атаки, которая из соображений достичь максимальной частоты и скорости ударов, выполнялась уже с монотонным ритмом движений, а также действия безоружного бойца, который, в конце концов, переходит к обезоруживанию нападающего.

На кинограмме 2. представлены выборочные кадры показывающие защиту от атаки с ножом, также предваряемой угрожающими действиями. В данном случае использовался затупленный металлический нож. При этом задача для защищающегося осложнялась тем, что нападающий при угрозах менял цели атаки.

Кадр 2. показывает момент развития угрозы секущего удара в верхний уровень, а кадр 4. - в средний.

Но о том, как научиться адекватно реагировать на смену цели атаки при угрозах, и формировать защитные импульсы, из которых может быть легко начато оптимальное защитное действие, как например то, выполнение которого можно видеть на кадрах 7-10, мы расскажем в следующих публикациях. Также мы расскажем и о том, как владение ритмикой движений в СЭБ позволяет безоружному бойцу самому переходить к атакам на вооруженного нападающего.

Кадр 1 Кадр 2
Кадр 3 Кадр 4
Кадр 5 Кадр 6
Кадр 7 Кадр 8
Кадр 9 Кадр 10
Система Orphus

© Copyright "А. Половинкин" 2004-2017