Вопросы идеологии спорта на современном этапе его развития

А.А. Половинкин.

Занятия спортом, в широком смысле этого слова, помимо формирования определенных психо-физических качеств занимающихся, оказывает определенное влияние на их мировозрение. Понятно, что степень этого влияния зависит от степени вовлеченности в них, а вот его направленность зависит от многих факторов, и в конечном счете определяется тем, какая идеология сопровождает занятия.

Несмотря на то, что стремление к состязаниям сопутствует человеку на всех этапах развития человеческого общества, начиная с древнейших времен, спорт в его современных организационных формах, относительно молод. В европе, его становление началось в первой половине XIX века, а активное развитие, с наступлением эры НТП, в начале XX-го века.

За сравнительно небольшой, в историческом масштабе, отрезок времени, спорт претерпел значительные эволюционные изменения, став сегодня тем социальным явлением, без которого немыслима современная жизнь.

Вместе с развитием спорта, менялась и его идеология. Если рассмотреть его развитие в нашей стране, то наиболее активно оно началось после революции 1917 года. Именно тогда были предприняты первые серьезные шаги, для того, чтобы сделать его массовым.

Действительно, в те тревожные годы, стране были нужны здоровые физически крепкие люди, которые могли бы активно проявить себя на трудовом фронте, как тогда говорили, а при необходимости, встать на ее защиту. Кроме того, физическая культура стала рассматриваться, как часть обще политического воспитания масс, в первую очередь молодежи, в духе коммунистической идеологии.

Перед началом ВОВ 1941-1945 гг., перед физкультурными организациями была поставлена задача усилить использование средств физического воспитания в целях укрепления обороноспособности страны, поэтому, особое внимание стало уделяться развитию военно-прикладных видов спорта.

В послевоенные годы, акцент в развитии спорта постепенно стал смещаться в направлении формирования спорта высших результатов. Благодаря развитию науки о спорте, была усилена методическая база, а масштабное строительство спортивных сооружений, создало хорошую материальную базу для подготовки спортсменов высокого класса. Это дало свои плоды. СССР все больше стал заявлять о себе на мировой спортивной арене, и к моменту начала Горбачевской перестройки, уже являлся лидером мирового спорта. В этот период, цель занятий спортом, проходивших под девизом "быстрее, выше, сильнее", для каждого ребенка, или подростка была предельно ясна: достичь как можно более высоких спортивных результатов.

Приведенные факты, касающиеся основной направленности спортивных занятий в разные этапы истории страны, позволяет утверждать, что вопрос: "зачем нужно заниматься спортом?" - не такой уж и банальный.

Современный этап развития спорта характерен тем, что он проходит в условиях когда наша страна едва оправилась от потрясших ее социальных перемен. Условия жизни стали жестче. Сегодня это ощущают на себе даже школьники, учебная нагрузка которых стала такой, что сочетать хорошую учебу, и прогрессирование в спорте, стало практически невозможно. Да и планка спортивных результатов сегодня поднялась настолько высоко, что для ее достижения, любительский подход уже непригоден.

В современных условиях, большинство детей и подростков, занимаются спортом, что называется, "для себя". В данном случае, основными мотивами занятий, являются оздоровление и гармонизация физического развития, удовлетворение потребности в двигательной активности, активный досуг, интересное общение.

Поэтому, по нашему мнению, а также по мнению ряда авторов [2,3], организация структуры спорта, оставшиеся от времен социализма, и ориентированная на спорт высших результатов, уже не отвечает потребностям большинства занимающихся. Поэтому, назрела необходимость выделения спорта для всех, как самостоятельного направления со своими организационными принципами, и своей идеологией. Ее ядром, очевидно, должно стать осознание того, что не важно какой из ребенка получиться спортсмен, а важно какой человек. Понимать это следует так, что спорт для всех, должен быть нацелен на воспитание гармонично физически развитой личности, обладающей хорошими способностями к адекватной социальной адаптации. В этой связи, тренеры, на ряду с обучением своих подопечных различным формам двигательной активности, очевидно, должны помогать им найти свою дорогу в жизни, воспитывать в них моральные и психологические качества, которые будут способствовать успешному продвижению по ней.

Естественно, такой подход предъявляет высокие требования к подготовке тренеров, работающих в данном направлении спорта. Помимо хорошего знания методик физической подготовки, желательно, чтобы они владели методами, позволяющими им изучать личность спортсменов, их мотивацию к занятиям, а также умели распознавать их жизненные устремления. Личность тренера, при этом, во всех отношениях должна являться предметом для подражания. Разве может он, например, вести разговоры о вреде курения, если сам курит.

Таким образом, в современных условиях, когда родители очень загружены трудовой деятельностью, не всегда могут уделять достаточно времени для воспитания своих детей, и когда школа делает акцент преимущественно на их образовании, но не на воспитании, правильно организованный спорт для всех, вполне мог бы компенсировать этот пробел.

Литература

  1. История физической культуры и спорта. Под ред. В.В.Столбова - М.: Физкультура и спорт, 1983 - 359с.
  2. Ермак Н.Р., Пилоян Р.А., Суханов А.Д. Кому нужны чемпионы... - М.: МГАФК, 1999 - 159с.
  3. Суханов А.Д. Системная организация и управление в современном спорте. - М.: 2001 -48с.
Система Orphus

© Copyright "А. Половинкин" 2004-2017